Статьи - Интервью с коррупционером |
21.11.2012, 09:25 | |||||||||
НА ХЛЕБУШЕК АДМИНУ
А каков он, современный коррупционер? О чём он думает? Берёт он деньги просто так, для обогащения, или подводит под свои дела какую-то оправдательную философию? Боится ли быть пойманным, разоблачённым, или ничего не боится? Давайте попытаемся заглянуть в его голову. Уж голова-то у него точно есть, это никто не станет отрицать. Это сделать совсем несложно. У каждого человека найдется, как минимум, с десяток знакомых чиновников. И если у вас более-менее доверительные отношения, они спокойно ответят на вопросы, сидя на кухне. Мы предлагаем вашему вниманию беседу с коррупционером. Это не беллетристика, не досужий вымысел журналиста. Беседа сложилась из десятков откровенных разговоров с людьми, наделёнными властными полномочиями. Естественно, все они пожелали остаться неизвестными. Но рассказали очень много интересного. - Вы занимаете ответственную должность. Вы давали присягу госслужащего, обязались неукоснительно придерживаться Кодекса этики. И, тем не менее... Считаете ли Вы себя коррупционером? - Мне, знаешь ли, некогда и незачем об этом размышлять. Передо мной стоят конкретные цели и задачи: заработать на жизнь, сделать карьеру. И пока я неплохо с этим задачами справляюсь. Работу свою делаю хорошо, штаны за счет блата не просиживаю. И вообще, почему вы не задаётесь вопросом, что коррупция. вообще-то, весьма устраивает всех. Вот сейчас официально существуют платные государственные услуги, например, оформление каких- то документов. Обычным путем вы будете ждать довольно долго, хотя услуга платная, но если вам нужно срочно – за дополнительные деньги можно сделать ускоренный вариант. Просто государство теперь забирает эти деньги себе, а раньше чиновники брали. Для обывателя ведь особой разницы нет – кому он деньги отдает, главное – чтобы результат был. Ну, вот жизненно важно именно сейчас вопрос решить, а через десять дней все - поздно будет. Ну и кто ему навстречу пойдет, если будет в общем порядке оформлять? Вот одни и дают, а другие естественно берут. Закон рынка или джунглей или как угодно назови. Бывает, конечно, и уродливый вариант, когда от чиновника зависит решение вопроса, а он специально затягивает и вымогает, ну таких и ловят часто. Это чистая жадность, алчность и стяжательство. Так называемая, бытовая коррупция. У меня и должность не такая, и цели другие, и способы другие. - А как всё это происходит у Вас, как лично Вы "решаете дела"? - Я работаю наверху. Там, где за бумажку не вымогают. У нас все тоньше и сложнее, это другой уровень, это называется – «деловые отношения». Взаимовыгодные отношения власти и бизнеса. И бизнес это устраивает в первую очередь. Понятно, что вопросы я решаю не один. И понятно, что не только для себя. Есть система, и я просто занимаю в ней свое место. Не я это придумал, и на мне это не закончится. И, к вопросу о преступлении – никто не будет меня ловить, пытаться вывести на чистую воду, или, не дай Бог - сажать. Хотя мои действия попадают под определение коррупции. Нет никакого смысла пытаться уличить меня в незаконных действиях. На мое место придет такой же человек, с теми же полномочиями и обязанностями, только я уже отлично знаю свое дело и нет смысла гонять все это по кругу. - Получается, что корупционеры неуязвимы? Но ведь ловят же и даже сажают за коррупцию. - Система неуязвима. Кого-то, да, ловят и сажают. Но ведь народу нужно показывать, что борьба ведётся. Бывает. Такие дела происходят, когда какой-нибудь "агашка" перешел дорогу другому "агашке" и тот "сдал" его силовикам. Если сильно не высовываться, не лезть в большую политику, а потихоньку делать свои дела, то никто не тронет. Вообще, высокие чиновники, как правило, ведут несколько жизней. Одна - публичная, где он на работе, занимается бурной деятельностью, выступает на конференциях с пламенными речами. Другая - тайная. Но о тайной знают немногие. - Интересно. И как вы "потихоньку делаете свои дела", если не секрет? В моих руках, упрощенно говоря, находится некоторая часть государственного бюджета. Я – начальник отдела государственных закупок. Государство, определенное его ведомство, министерство нуждается в получении некоторых услуг от поставщиков. Я, как чиновник, контролирую определенную сферу, скажем, информационно- издательского характера. Допустим, мы хотим провести социологическое исследование, либо выпустить социальный видеоролик или печатную продукцию. Наше ведомство объявляет тендер на получение этой услуги от поставщика. А вот, кто выиграет этот тендер и в итоге получит заказ – это и есть моя работа. Формально, я «протаскиваю на тендере «своего» поставщика, а он возвращает часть средств, выделенных на выполнение госзаказа. - Это назывется "откат"? - Да, откат, совершенно верно. Схема простая и отработанная. Однако, не всегда и не все так примитивно. Я в итоге несу ответственность за качество выпущенной продукции, и недолго продержался бы на своем месте, если бы постоянно игнорировал это качество. «Мой» поставщик должен отвечать определенным критериям, и я выбираю его не только за откат. Я, в свою очередь, отвечаю за коммерсанта, которому отдаю тендер или лот. И за "своего" я абсолютно уверен, что поставляемая продукция или услуга будет качественной. Сюда относится и выполнение в поставленные сроки, и качественный уровень и, что немаловажно – оптимальная стоимость проекта. - А что, нельзя это делать без всяких откатов. руководствуясь только государственными интересами? - Недостаточно просто выбрать качественного поставщика. Необходимо еще гарантированно отсеять оставшихся. Потому что на каждый лот ломятся фирмы - однодневки "Рога и копыта", или просто мошенники, лишь бы хапнуть заказ, а там хоть трава не расти. Государство заинтересовано в том, чтобы сэкономить бюджетные средства. Таким образом, тендер может выиграть и получить заказ совершенно "левый" поставщик. В этом случае – скупой платит дважды. По итогам работы мы получаем негодный товар с барахолки, или услугу, которую приходится, в лучшем случае, с таким поставщиком переделывать по двадцать раз. Сейчас появились еще и такие красавцы: грамотно заполняют и подают заявки, ставят низкую цену, выигрывают, а потом договор с закупщиком не заключают, а идут к своему конкуренту, который участвовал в этом же конкурсе, но не прошел по цене, договариваются с ним, что за 3-5 процента откажутся от выигранного лота. И не беда для левых фирм, что их заносят в реестр недобросовестных поставщиков. Пошел и зарегистрировал новую ТэОшку, или ИПэшку. - Какие схемы сейчас работают, чтобы отсеять "левых" и протащить своего поставщика? - Когда мы только объявляем тендер, я уже знаю – кому отдам заказ. И мы садимся с «моим» поставщиком и прописываем техспецификацию - особые условия для выполнения данного заказа. Считаем, что нужно внести в заявку, чтобы мой коммерсант получил максимальную условную скидку. Вот варианты, как отсеивать: 1. Заказчик в технической спецификации указывает заведомо неосуществимые сроки выполнения работ, или оказания услуг. Например: изготовление 40-секундного видеоролика за 1 день или фильма за 3 дня. 2. Заказчик берет у «своей» фирмы, которую он протаскивает, точный список оборудования, вплоть до модели и года выпуска, которое должно использоваться при выполнении заказа, указывает в техспецификации что наличие данного оборудования обязательно. У кого нет такого, тот не пройдет. Запрашиваются дипломы и сертификаты в областях, не имеющих отношения к данной услуге. 3. Запрашиваются образцы работ, аналогичных закупаемым в конкурсе. Полученные образцы оцениваются субъективно и используются как причина отказа. 4. В рамках оказания услуг заказчик требует приложить к конкурсной заявке методологию будущей работы, например уже готовую программу соц.исследования, несколько подробных сценариев с раскадровками к фильму и т.д. Полученные образцы оцениваются субъективно и используются как причина отказа. Ну и т.д. еще есть масса мелких возможностей, давать условную скидку кому надо, вскрывать конверты, искусственно усложнять тех.спецификацию. - Да, всё просто и понятно. А вы не думаете о том, что отдавая госзаказ только своим, Вы ведёте общество к застою и деградации. Ведь конкуренции - то, о которой так много говорили, когда разваливали Советский Союз, не получается. Ваши поставщики знают, что они гарантированно получат бюджетные деньги, только нужно с Вами поделиться. Выходит, что можно не развиваться, сидеть на одном месте, да получать деньги, пока "свой" чиновник сидит в министерстве или департаменте. – Да, механизмы несовершенны. Кто-то просто пробился на рынок, не всегда это – самые талантливые. Я не против реальной конкуренции. Нужно создавать механизмы определения качества и законодательно отсеивать "левых" поставщиков. Создавать аттестационные, сертификационные, квалификационные комиссии. Но в этих комиссиях же тоже будут работать живые люди... - Что-то совсем у нас безнадёжная картина получается. Выходит, что коррупция совсем неискоренима, что ли? А если смертную казнь ввести? - А вы слышали про такое понятие "коррумпированность политической элиты"? То-то и оно. Ведь элита, по сути, контролирует сама себя. Те, кто призван ловить коррупционеров, они что, святые что ли? Ведь также, как я "пропихиваю" своих на тендерах, они не трогают "своих", и "трамбуют" чужих. А у разных силовиков - разные "свои" и "чужие". Получается, что нужен какой-то особый, кристально чистый корпус борцов с коррупцией. Да где ж таких взять? В пробирке или в инкубаторе выращивать? А потом поместить за семью печатями и за высоким забором, подальше от житейских соблазнов. Смертная казнь, говорите? А вы посмотрите на соседний Китай. Там ведь казнят чиновников за коррупцию. Причём, публично казнят. А всё равно берут, миллионами, миллиардами долларов берут. Вот вам и смертная казнь. Давайте относится ко всему проще. А правда такова, что все уже привыкли к коррупции. Она стала чем-то естественным. Разве не так? Будем жить дальше, как жили. Редакция сайта «Астана-трибуна» Источник : http://astanatribuna.kz/%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/item/57-%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0
|