Как такой всеобъемлющий документ, как Конституция РФ, может вообще повлиять на деятельность конкретной НКО в сфере культуры?
Конституция РФ – это своего рода «Закон законов» - высший документ, в котором не должно и не может быть абсолютной конкретики. Конституция задает некоторые рамки и направления при разработке новых законов и нормативных актов, а именно:
- Любой действующий или принимаемый закон, инициатива, деятельность тех или иных институтов – не может противоречить Конституции РФ;
- Если он всё же противоречит Конституции РФ – то он прекратит действовать с момента принятия поправок и до момента внесения коррекций, приводящих его (документ) в соответствие с Конституцией РФ.
Однако, на основании анализа «рамок и направлений» вносимых поправках, можно неким образом смоделировать дальнейшее изменение законодательной базы, реформы деятельности различных институтов, чем мы и попытаемся заняться в рамках этого интервью.
Каждый документ, принимаемый на таком уровне, должен иметь конкретные механизмы его исполнения. Тем более, если речь идет о Конституции РФ. Вот об этих инструментах и предлагаю поговорить.
Так какие именно поправки, вносимые в Конституцию РФ, скажутся на деятельности некоммерческих организаций в сфере культуры?
Начнем сначала, с самого базового – с блока правопреемственности России, защиты исторической правды. В этом блоке указывается, что Россия, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство.
На первый взгляд, чем это может быть полезно для НКО, работающих в сфере культуры?.. Однако, давайте подумаем о том, как именно эта поправка может отразиться в различных законах, а также госпрограммах, регулирующих финансирование проектов и инициатив в этой сфере. И чего НКО стоит ждать?
Во-первых, конституционное признание факта общей тысячелетней истории потребует создания консолидированного взгляда различных народов, населяющих Россию, на те или иные исторические факты. А значит, вскоре мы увидим усиление финансирования на реализацию культурных проектов (выставок, симпозиумов, фестивалей и пр.), отражающих консолидированную позицию народов России относительно исторических и культурных ценностей. Такие проекты сами по себе будут иметь приоритет в связи с тем, что «векторно» были закреплены в главном документе страны.
Во-вторых, усиления финансирования стоит ожидать и в сфере проектов религиозной направленности. А, как мы знаем, культура и религия исторически идут рядом. Причем, скорее всего, внимание будет уделено не только православию, а и другим конфессиям, т.к. Конституция РФ признает этим самым пунктом многонациональность и уникальность каждой из них.
Я думаю, что внимательный читатель понял суть нашего подхода в анализе правок и составления векторных прогнозов по ним, поэтому дальше пойдём быстрее.
- поправка 3 ст. 67.1 «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды. Умалением значения подвига при защите Отечества не допускается» говорит о том, что будет существенно увеличено финансирование некоммерческих проектов в сфере увековечения памяти, начиная от установки памятников и заканчивая проведением мероприятий и реализацией медиапроектов в интернете.
- поправка 4 ст. 67.1 говорит нам о том, что стоит ждать усиления финансирования проектов в сфере духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Акцент причем будет делаться на всём жизненном цикле такого воспитания: начиная от рождения и до взрослого возраста.
Возможно, стоит даже ждать появление новых институтов в этой сфере по принципу «Новое – это хорошо забытое старое». Возрождение различных общественных движений былых времен является приоритетом в контексте вносимых поправок.
- поправка 1 ст. 68 свидетельствует о намерении увеличить финансирование на реализацию различных проектов, демонстрирующих взаимосвязь русского языка как языка государствообразующего народа (а таким народом является совокупность всех народов, населяющих Россию).
- поправка 4 ст. 68 потребует дальнейшего усиления финансирования различных выставочных и фестивальных проектов, демонстрирующих уникальное наследие многонационального народа России.
Отдельно стоит поговорить о поправке к ст. 69. В частности, принятие поправок станет причиной реформ в части бюджетирования деятельности национально-культурных автономий и проектов в сфере защиты культурной самобытности народов России. Возможно, такие организации и проекты будут финансироваться в чуть ли не заявительном порядке.
В соответствии с поправкой 3 ст. 69 стоит ждать усиления объемов финансирования проектов по продвижению русской культуры за рубежом. Мы не исключаем, что появится новый федеральный проект в рамках Нацпроекта «Культура», определяющий бюджеты на подобные проекты.
Теперь поговорим о поправках ст. 72. В частности, Союз НКО ожидает увеличение финансирования культурных проектов, продвигающих семейные ценности. Скорее всего, мы увидим увеличение финансирования некоммерческих инициатив в рамках Нацпроекта «Демография».
Интересными для НКО, работающих в сфере культуры, будут также вводимая в Конституцию РФ ст. 75.1. В частности, для эффективного исполнения этой поправки потребуется финансирование культурных проектов в сфере героизации труда, продвижении социального партнерства и солидарности (различные премии, выставки, конференции).
Предлагаемая поправками ст. 79.1 говорит нам о том, что стоит ожидать усиления финансирования некоммерческих проектов в сфере публичной дипломатии, установлении дружбы между социально-политическими институтами России и стран-партнеров.
Как быстро НКО смогут ощутить преимущества от принятия поправок, о которых Вы сказали?
Эксперты Союза НКО склоняются к тому, что реализация поправок произойдет достаточно быстро. А своеобразной «датой отсечки» - датой, когда общество подведет результат по эффективности воплощения в жизнь поправок, принятых в Конституцию РФ, станут следующие президентские выборы, которые запланированы на 2024 год.
Чтобы успеть, властям придется очень постараться. По нашим оценкам, на выработку механизмов реализации поправок в Конституцию законодательной власти потребуется не менее года. За этот период произойдет приведение различных законов к соответствию с главным документом страны, будут скорректированы бюджеты.
Затем последует этап исполнения: Правительство РФ должно будет скорректировать целевые программы, ввести целевые индикаторы, обновить нацпроекты и другие документы в соответствии с новыми, конституционными векторами развития. На это потребуется минимум полгода.
А далее – мяч перейдет на сторону институтов социальной пользы, в которые входят и некоммерческие организации. Государственные органы проведут ряд конкурсных процедур, заключат контракты, причем их формы могут быть разными и зависят от решаемой ситуации: от договоров грантов и до контрактов ГЧП.
Союз НКО оценивает период с 2021 по 2024 годы как период некоего «золотого века» для НКО – денег на культуру и социалку будет много, возможно, гораздо больше, чем до кризиса. И некоммерческому сектору нужно быть к этому готовым: ведь контракт с государством возлагает серьезную ответственность за достижение результата.
Источник
: http://www.rosnko.ru
|